?

Log in

No account? Create an account

Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Баклыш, Гладуха и Корга.
училка
geolight
   Нерпу видите? А на чём  лежит нерпа, определить можете? Сегодня сможете! Причём самостоятельно.


 

  Баклыш. Небольшой со скалистыми крутыми берегами островок среди моря, никогда не покрываемый приливом. Подобные островки не имеют на себе никакой растительности. На этих баклышах особенно любят гнездиться чайки - бакланы.


 

   Гладуха. Камень в море, обсыхающий в отлив.




   . Корга Подводная или надводная низменная отмель в море с песчаным или усеянным камнями грунтом.






  



  • 1

Корга Подводная или надводная низменная отмель в море с песчаным или усеянным камнями грунтом.

Она же - няша?


Няша - это глинистое дно. Вязкое. Там сапоги остаются, когда ногу выдёргиваешь)))

Значит, это в няше нам советовали копать червей:)

Пескожила?... наверное, да. Припоминаю его "туалетики" вдоль береговой линии.

Вот почему нерпы плавают без сапог...
Босиком.

Edited at 2012-06-27 15:02 (UTC)

Угу. И босыми ластами в ладоши хлопают...

Скоро едем на Белое море, интересно:)

Здорово! И я бы хотела, но не получится - другие планы.

елки! как же красиво! эх-эх

Я в таких случаях сама себе говорю: "Хороший обед надо выстрадать"! И улыбаюсь... и своим воспоминаниям по поводу этих слов и потому что рано или поздно, но чего действительно хочется - сбудется.

да я и не парюсь так чтоб глобально. просто на этот раз явно не судьба нам поехать. но я хотя бы попытался (с) ))))

Уже не помню... ладно, верну на прежнее место)

Вообще-то, КОРГА - подводная гряда. Она и на фото видна. Это чисто карельское слово(карелам до поморов пренадлежали тони и промыслы в Белом море). Слово перешло к поморам. Могу назвать десятки слов, которые в поморском словаре имеют карельское происхождение(Язык родной ещё помню).

У поморов - изрядная доля карельской крови и было бы странным, если бы язык не сохранил этого вливания. Таких слов много и это нормально.

Дело в том, что говОря - это самостоятельный древний язык, сформировавшийся на территории исторического Поморья, и сохранивший свои отличительные особенности до наших дней.
Память детства ГовОря - мой родной язык. На нем говорила моя бабушка Ульяна Максимовна Лемехова (в девичестве Шехурина) - коренная кулоянка. КулоЯна - жители древнего поморского села КУлой, которое стоит на реке с одноименным названием. По своей культуре и языку кулоЯна очень близки к пинежАнам.мезЕнам и лешукОнам- это одно поморское племя, ведущее свое начало от легендарной
«чуди заволоцькой». (И.Мосеев - помор с р.Кулой "Краткий словарь поморской говори")

"У меня на родине в Мезени бабы испокон веков вязали для мужиков рукавицы из толстой шерсти – вареги, для зимних походов обшивали их толстым домотканым сукном, для нас, детей, вязали варежеки. Именно здесь прочитывается «Вар» – студёный, кипяток, мороз. Сварог-Бог Род, Бог солнца Ра (позднее Саваоф). Его символ – та сама свастика, которую наши матери и бабки ткали и вывязывали на полотенцах, подзорах, носках, рукавицах… Варяги, населявшие берега Варяжского, носили такие же рукавицы-вареги, что и мои предки.

Так почему не исчезли, не растворились издревле малочисленные зыряне, ненцы, энцы, вепсы, саами, корелы, пермяки, мордва, чуваши и финны, вогулы и остяки под нашествием хватких новгородцев? Эти народцы как бы обтекали Заволочье, не проникая внутрь, а многочисленное племя – «чудь белоглазая», жившая от Варяжского моря до Урала, куда-то вдруг испарилось, как пена? Да потому что те кочевые народцы были тёмные, чужие, далёкие по культуре и быту, а не свои. Они не срослись, не вошли в славянскую среду даже за две тысячи лет. А «чудь белоглазая» сразу отчего-то сроднилась… Почему?

Да потому, что «чудь» – это прарусы, наши предки. Оседлые охотники, рыбаки, пахари, оратаи, что жили на Русском Севере ещё десять-восемь тысяч лет до новой эры..." (В.Личутин - помор (признанный мастер русской речи и слова, писатель) с Мезени).

Было бы странным, если бы до прихода на Белое море новгородцев, язык Поморской говори для которых был чудным (отсюда и чудь), но понятным,наши предки-поморы не нахватались бы слов и от своих соседей. корел, бок о бок с которыми мы уже давно жили до их прихода.

Edited at 2012-06-27 17:51 (UTC)

Есть документальное подтверждение того, что в 16 веке, карелы продавали свои рыбные угодья. 1587г - «Купчая на рыболовные угодья в Кемской волости, проданные маслозерцами Григорием и Фомой Иевлевыми детьми Соловецкому монастырю».
Это с. Маслозеро. Теперь его нет. Родился там. Карельские князья владели угодьями Белого моря. Карелы жили в Архангельской, Вологодской, Ярославской регионах.
Старец Герман(основатель Соловецкого монастыря - карел из Тотьмы(Вологд. обл)

По уставной земской грамоте Ивана Грозного от 1552 года местная власть жителй трех поморских волостей (сегодня это нынешние Приморский, Пинежский, Мезенский и Лешуконский районы Архангельской) перешла от назначаемых царем чиновников (волостетелей и тиунов) к "выборным лучшим людям" из поморской среды. Среди полномочий, передаваемых народу этих волостей были прописаны даже обязанности по сбору налогов и отправлению повинностей.
И на протяжении 400 лет (!!!! до Хрущева)поморы сами выбирали начальство из своих достойных граждан, сами собирали налоги,решали кому идти на "государеву службу" (в деревнях были даже потомственные вояки, в нашей это Тяросовы), кому на каких участках промышлять зверя и рыбу, что и где строить и все другие социально-экономические вопросы.
Понятно, что при таком укладе, вопроса о продаже тоней в поморской среде кому-либо и даже между собой даже не могло возникнуть. Оттого и монастыри не прижились (на Мезени точно, кое-как на Пинеге зацепились): Сийский монастырь даже вынужден был продать свои тони и земли в Долгощелье, Заакакурье, Попиралово (ПОПовская оралово -пашня) местным общинам поморов.
Что сазать о продаже своих тоней корелами? Хуторяне-индивидуалы завсегда думали только в пределах своего хутора: не было у них вековой и тысячелетней культуры общежительства. Наверное это не их вина - кочевой стиль жизни: продал эти, переехал на другие, там купил. В общем, "за что боролись, на то и напоролись", только поморы-то тут причем?

Кстати, Иовом назывался (покрещивался) часто (по переписям Мезенского уезда) местный дьяк, назначаемый извне (службу церковную ведает), местный выбирался на церковного старосту (по хозяйству). Это к том, что дети Иевлева дьяка могли продавать церковные тони от одного церковника другим и монастырям. Тут даже хочется спросить: а корелы тут причем?

Edited at 2012-06-27 20:32 (UTC)

прикольные названия... душевные...

  • 1