?

Log in

No account? Create an account

Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Открытие петроглифов на мысу Корюшкин Нос.
училка
geolight
   В мире древних наскальных изображений большие и малые открытия происходят постоянно. В экспедиции этого года – 2011-ого, помощником в открытии очередного скопления способствовал старый добрый солнечный свет. …



   Третьего августа выдалась удивительно холодная ночь. Мы с мужем проснулись рано утром и решили выйти из палатки, прогуляться, чтобы прогнать озноб. Взяли удочку, фотоаппарат и пошли по любимым местам. Солнце уже поднялось и висело за лесом, мы неспешно дошли до мыса Корюшкин Нос и там, где Игорь в прошлом году нашёл одинокое изображение лебедя, в скользящем утреннем свете мы сразу углядели ещё три изображения.
  Новых! – для нас – праздничных птиц! Неразличимые на скале в дневном и вечернем освещении, они так явственно проступали сейчас, в шесть утра: вот круглый знак солнца на отдельном камне, вот странная крестообразная фигура на валуне рядом, вот Игорев прошлогодний лебедь на скале возле воды.
   Вот только самое верхнее изображение понять сложно - слишком много сколов испещрило гранит… что ж, надо звать Надежду, руководителя нашей экспедиции.



   Археолог Надежда Валентиновна Лобанова пришла сразу после завтрака, но в девять утра свет уже «ушёл» и тонкий контур петроглифов-найдёнышей затерялся среди выбоин и трещин и так, замаскированный затих до следующего рассвета.
  Но обнаружение даже очень старых, очень потёртых и едва различимых изображений на скале возможно под непроницаемой для света черной пленкой. Один край её приподнимается, и впущенный луч света обрисовывает поверхность скалы, являя взору исследователя послания из прошлого. Мы показали места на скале, где ещё три часа назад спокойно наблюдали петроглифы, и Лобанова нырнула под непроглядную завесу. Её голос из-под движущегося купола подтвердил достоверность нашей находки. Потом показалось возбуждённое лицо: «Да, петроглифы. Очень странные, стилистически немного отличающиеся от уже известных. И все они такие… как будто не добиты. Будто кто-то начал выбивать, а потом бросил…» - высказала она свои первые предположения.  

   Днём я не торопясь выполнила микалентные копии «своих» изображений, дабы их портреты стали ещё более явными.
…Нужно особо сказать, что микалентный тип копирования в настоящее время хоть и редок – его используют археологи из Сибири да у нас теперь, - но он позволяет изготовить самый точный оттиск наскального рисунка. Свойства бумаги таковы, что при намокании, она заполняет собой все трещинки и маломальские углубления в скале. А при высыхании сохраняет сложный микрорельеф камня. При дальнейшей работе с красками легко выявляется поверхность, обработанная когда-то человеком – она имеет вид плотно посаженных остреньких сосочков, тогда как природные выбоины имеют «слепые» незаполненные отбойником следы. Соответственно и краска их не берёт, лишь скользит по поверхности бумаги, совсем не оставляя следа, если выбоина глубокая, или делая на бумаге акварельный «размазанный» след.
   Так, микалентное копирование поставило последнюю точку в первоначальном обследовании «найдёнышей». Самый верхний от уровня воды петроглиф оказался лебедем. Таким же длинношеим с плоским тельцем, как и его собрат, что чуть ниже, а множественные линии вокруг оказались всего лишь естественными потертостями скалы – природными выбоинами.
 


   Скромная находка, но эти четыре изображения являются, на мой взгляд, большой удачей, поскольку впервые отвечают на извечный вопрос о процессе создания рельефных картин на скале. Говоря о нем, о процессе, учёные и просто любители всегда пытаются понять – «Есть ли смысловая связь между отдельными изображениями в пределах панно?» - и - «Какова последовательность выполнения рисунков?»
   Рассматривая эту «недоделанную группу» петроглифов, понимаешь, что контурная линия выбивки на первом этапе отсутствует, все четыре изображения имеют лишь редкую насечку, которая показывает ЧТО здесь будет и КАК это примерно будет выглядеть, а с другой стороны, Где это изображение должно находится относительно других знаков.
   Мне представляется очевидным, что древний художник не выбивал петроглифы последовательно, один за другим. В этом случае можно было бы говорить о простом «пересчёте» различных изображений. Напротив, человек с кремнёвым отбойником, наметив несколько фигур сразу, практически одновременно, продемонстрировал нам теперешним, что базовый тезис изобразительного искусства «от общего к частному» имеет многотысячелетнюю историю. Потому как подобный каменный набросок является своего рода разметкой на листе (извините, на скале).
   Потом уж он сам или с помощниками доводил отдельные изображения до совершенства, создавая четкий пластичный контур, плотно заполнял этот контур выбивкой, делая изображение глубоким и выразительным.
 
   Выходит, что элементы на одной скале или в одном скоплении надо стараться рассматривать в композиционном единстве, где есть смысл, повествование и цельность.



   А какой сюжет может быть у найденной группы? Не претендую на абсолютную достоверность, но уверенно предполагаю - здесь показано что-то вроде сообщения о встрече, приходе разных людей, представителей племен Лебединого тотема. Это видно по направлению лебединых фигур: по Чёрной речке пришёл один – верхний лебедь. Его изображение ориентировано с Юга на Север. Другой, нижний лебедь, пришёл со стороны Андомской горы – из мест нынешней Вологодчины. Он ориентирован с Запада на Восток. Здесь на месте впадения реки Чёрная в Онежское озеро два лебедя встретились, о чём повествует крестообразная фигура на отдельно стоящем камне, а Солнце (солярный знак) предвещает благополучную жизнь на этих землях.
   Такие первые выводы возникли у нас с Игорем, «первооткрывателей нового скопления онежских петроглифов» - так нас Лобанова назвала, а место это, мыс Корюшкин Нос, давно вписано на карты…



Островок с петроглифами у мыса. Любимые места...

  • 1
Здорово как... Настоящее открытие. А в основе-то - внимательность к окружающим нас чудесам...

классно. петроглифы - лебеди!

а я тут у нас только козлов, баранов, да охотников с письками больше чем их рост - калькировала :) целые хребты тут с таким... правда, была и свастика, и соляры, и олени, и лабиринты...

У нас это тоже всё имеется... ну кроме козлов да баранов) А в этом месте именно эти нашлись.
А покажите свои копии! Очень интересно! С рассказом, разумеется.

Ох, как же у вас там красиво!.. Вот куда я бы поехала первым делом, будь у меня возможность... А не в заграницы всякие:)

Эт-точно, путешествия по России - дело накладное(
Но я всем своим далёким друзьям советую: путешествуйте вскладчину, группой проверенных товарищей. Так дешевле и безопасней.

А мне нравится идея про встречу! Красиво.
Спасибо за рассказ! Возьму на заметку - не трястись в палатке ночью, а идти греться. А всегда страшно вылезать, как будтто ещё холоднее будет.
На Байкале я в первую ночь никак тоже не могла заснуть, выходила из палатки на прогулки и навсегда заполнила, где у нас Восток:) Потом не было проблем с ориентацией на местности.
Что касается наброска, то петроглифы зачастую делались по эскизу. это было замечено ещё в пещерной живописи, это же прослеживается и в первобытных выбивках и невооружённым взглядом и трасологами.
Дай мне Бог возможности когда-нибудь добраться до ваших мест... Но в ближайшие годы у меня уже все экспедиции расписаны...(

Ура! Мою гипотезу поддержал профессионал!!! Рада, рада, рада.

У нас с трасологами напряг. Я живьём видела только одного - Женю Гирю, но он у нас свои задачи решал. Так что на природе обходимся скромными силами.

Приезжайте, конечно! Это было бы здорово! Случай однажды подвернётся, так думаю.

И да, забыла! ПОЗДРАВЛЯЮ С ОТКРЫТИЯМИ! БОЛЬШИМИ И МАЛЕНЬКИМИ!

Спасибо! Приятно, конечно:) быть первооткрывателем:))) даже маленьким)

сидел когда-то дядька, долбил камни и не думал что с его каракулей люди открытия делать будут...

Это была я в прошлой жизни. И я все знал!
Сомневаешься? А откуда, думаешь, я информацию беру? - Вспоминаю...))))

Поздравляю! Это так здОрово - открыть что-то новое древнее!

Надежда ещё вполушутку сказала, что это скопление можно назвать и Георгиевским, поскольку все изображения на неё мы нашли... вот у нас настроение было от этого ещё подпрыгнутое! Приятно вспомнить.

Будто заглядываешь в прошлое...эх,когда же я доберусь до Карелии?

Год не скажу... но точно, это будет летом.

))) Туристический сезон у нас короткий:) Случится когда-нибудь. Она у нас разная, Карелия. Нужно наперёд понять, что в ней хочется посмотреть. А потом уж планировать маршрут. Так что время есть - изучайте тему... и свои желания!

За поздравление спасибо!

И-да,поздравляю,конечно!
Такое открытие!

КАК интересно!
Я не увидела петроглифы на первой фотографии... только при наложении бумаги.
Это потрясающе. И ваша находка. И смысловое толкование.
Кстати, название группы новых петроглифов приветствую)))!
Света - лебеди вас любят...

Да это мы с Игорем)))) скрестились))))

очень интересный рассказ и фото, и обстоятельства находки -"индианоджонсовская" классика:)

только мне показалось,что в трактовке не учтен момент,что изображения видны в определенный час,под определенным углом освещения. М.б. это указывыает завязку на солнце? А лебеди - это день и ночь или сезоны...посмотреть бы петроглифы в день солнцестояния или наоборот, в равноденствие.. впрочем, это только версия.... линия горизонта кажется нам прямой, тогда как в реальности это круг или дуга как минимум:)

Правильно рассуждаете, товарищ:-)

Такой подход есть! Смотреть по солнцу.
Но насчет плохой видимости - это от того, что петроглифы очень-очень старые. Камень и тот стирается под воздействием волн и льда.
Так что в этом случае привязку сделала по направлению фигур.
Пра-пра-....-прадедушка, который их делал уже ничего не подтведит-не опровергнет, так что просто интуичу. Я ведь не учёный, а художник - мне можно:-)

  • 1