?

Log in

No account? Create an account

Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Первая мозаичная съёмка петроглифов.
училка
geolight
   Старая Залавруга. Открытие 2005 - 2006 годов


   Сейчас этот тип фотографии мы называем «мозаичным», а тогда всё было впервые. Фотографию, охватывающую в обзоре большую поверхность, называли «площадной»…
    Как я это помню…в 2006 году я ещё преподавала в колледже. Хорошим учителем была, со своими идеалистическими мыслями о приоритете развивающего воспитания в образовании. Поэтому, собираясь в очередную экспедицию в Беломорский район Карелии где осенью 2005 года на Старой Залавруге были открыты несколько сотен «новых» наскальных изображений, я отказалась от своей археолого-художественную зарплаты, а в обмен на неё взяла с собой трех студентов: Белую Надежду, Лебедева Алексея и Шумилову Юлию. И мне чуть меньше кисточкой махать и им безусловный заряд творческой энергии на будущую жизнь.
   К тому же ребятам, почти выпускникам коллежа, предоставлялась возможность поработать в районе, где они родились, ближе познакомится с древними памятниками, что находятся недалеко от их отчего дома.


  
   Наша со студентами задача заключалась в том, чтобы максимально помочь фотографу в осуществлении замысла «мозаичной съёмки», дабы ставшее ныне невидимым наскальное творчество сделать доступным взору современников.
   По меловому контуру, сделанному археологами Лобановой и Филатовой, мы тонировали петроглифы самой безопасной краской - акварелью. Уже известные заполняли одним цветом, недавно открытые – другим. Долго, добросовестно, аккуратно - приспосабливаясь к цветовым изменениям самой скалы. День красили, другой,… седьмой.
   Поясню сразу, что в обычный день на плато скалы «Старая Залавруга» не видно НИЧЕГО – будто и вовсе нет там никаких наскальных изображений! Слишком тонкая – неглубокая, в веках истёртая гравировка петроглифов. Хорошо сфотографировать в этом месте невозможно ни старые, ни вновь открытые петроглифы даже при самом благоприятном освещении.

   Вот сравните две следующие фотографии:



   Вот это и стало нашей задачей – визуализировать древние изображения, контуры коих угадывались лишь на ощупь.



Как счастливы, помню, в тот год были экскурсанты! И малые изображения - лишь несколько сантиметров в высоту и «гиганты» до трех метров, - все видны, а диковинные-то какие! Даже самые большие спецы по петроглифическому искусству - гиды беломорские, не верили своим глазам… они были просто в восторге, когда ходили по многометровому ковру, испещрённому древними изображениями. Стало о чём поговорить, ведь в предыдущие годы здесь можно было гулять, любуясь лишь общим ландшафтом, да причудами облаков в небе, ведь под ногами - безликое каменное поле…
   И вдруг такая красотища! Будто ожило всё пространство, радостно глянуло вокруг. Запросто представились чувства древних людей на этом плато. А ведь и большая, да что там «большая» - могучая река неслась вдоль этой огромной картины… Даже сама дрожать начинаю, когда ухожу в сию умозрительную древность. У-ух! Силища! Точно, шаманили они здесь, ух и шаманили…
   Прознав про наши, в прямом смысле, художества, в экспедицию вознамерились приехать журналист и оператор из программы «Вести». Ещё бы! Такая яркая возможность показать в сюжете как выглядит нашумевшее в СМИ открытие: ожили древние, очень старые петроглифы - все на одной плоскости, как на ладони… …И мы ждали «кинорепортёров» - пусть приезжают. Не будем сегодня скалу размечать под Игореву съёмку - подождём … но «Вести», на то они и вести, - всё задерживались…
   Дождь - убивец акварельных заливок, прошёл в ночь, точнёхонько перед приездом телевидения! Кап-кап: та-та-та-таааа!!! К утру на скале от недавнего великолепия остались лишь слабые, едва различимые пятна. Фотограф схватился за голову – у него ничего не снято! И телевизионщиков всё нет…
   Надежда Лобанова, наш руководитель, в тревоге спрашивает: «Успеете, хоть что-то подкрасить к приезду гостей?» А сама дрожит от волнения. Ещё бы, открытие – такое значимое. Ей хочется его продемонстрировать со всей очевидностью, а что покажешь на скале после ливня?
   Помните лозунг: «Если Партия скажет «Надо» – комсомол ответит «Есть!»? - Сработал и тогда! Рванули мы с ребятишками к рабочему пеньку, развели колера из остатков красок и давай возюкать квочами, словно маляры на ударной стройке: ать-два, ать-два!!! – благо контуры прорисовок сохранились. Накрасили! Подъехавшим телевизионщикам отпозировали. Потом посмотрели сюжет, показанный «по России» - петроглифы были видны.



   Но красоты не те… эх! – акварель, импрессии... где ты, недождливая погода!? Приблизительно всё, грубовато, оттого наверное и лица у нас художников недовольные – знали, что уже не то… топорИм по-чёрному, точнее: зелёно-красно-чёрному...
   По окончании «кино-сеанса» скалу разметили на фрагменты 60х40 сантиметров для будущей площадной фотосъёмки. Четыре часа фотограф кланялся цветастой картине - фотографировал композицию Старой Залавруги.
   А потом, уже дома, нескольких недель понадобилось, чтобы «склеить» на компьютере отснятые в высоком качестве фрагменты, соединяя их в единое целое. Сейчас подобную работу Игорь делает быстрее, и, быть может точнее, а тогда всё было впервые.
   Но даже эта проба была обречена на удачу - над её осуществлением работало так много человек и так долго! Все мы ждали лишь отличного результата. Не зря ждали! Первая в мировой практике мозаичная съёмка петроглифов удалась.
   Эх, сделать бы эту работу заново! Без спешки, без оглядки на кино второстепенных обстоятельств, на древних скалах красоты сполохи пробудить… под небом чистым. Мечты, мечты…



  • 1
Спасибо, Света. Очень интересно.

Даже не верится, что всего пять лет назад это было... кажется, что уже в другой жизни. Хотелось написать, чтобы не забыть деталей.

...титаническая работа...акварелью...такие площади...
сколько кистей ушло...?

Это да - титаническая!

И не сосчитать! Ни кистей, ни акварели...

вторая фотка - это панорама?

Да, конечно. Он сделан из пяти вертикальных снимков.

красиво.) а вот такой вопрос, бывает же такое, что изображение крайне неразборчиво, насколько при разборе петроглифов контуры "додумываются" ?

Додумывание исключено вообще.
Если от лося осталось пол тела,то пол тела и есть. Когда-нибудь появятся новые способы исследования следов на скале и они "дорисуют" правдивое изображение. Если непонятная фигура, то она такой и фиксируется. Главное застолбить место. Дескать здесь оно есть - изучайте. Особенно если есть загадка. С прошлой находки на этом же плато прошло 60 лет, но находка опять состоялась! И дальше так будет. Надеюсь.

А вертикальные снимки как делаете? С какой высоты? У нас в городе один товарищ практикует съемку со змея.Может Вам такой вариант попробовать? Могу сюда ссылку на его работы и технику съемок скинуть,или в личку

Со змея, с удочки, с лестницы... это все пройденный этап, да и задача была другой. Нужно было снять в максимальном качестве. Поэтому снималось со штатива над землей на максимально близком расстоянии. Этот склеенный мозаичный снимок в результате можно напечатать размером один к одному и увидеть на нем все мельчайшие детали. Но подробнее об этом напишу позже. Спасибо за вопрос!

пора профессию вводить: раскрасчик наскальных петроглифов :-)

У меня при Игоре столько необычных профессий появилось, кто бы знал!)))

523 фрагмента... опупеть мона...

Слова не мальчика, но... фотографа!!!

Молодец Игорь! Мегамозг!!!
Ну и вы с ребятишками хороши, нет слов. Они же эту экспедицию точно будут помнить всю жизнь.

Представляешь, как я живу с этим Мегамозгом! Мне же соответствовать ему хоть как-то приходится! А это нелегко.

Молодцы! Я вообще с удовольствим слушала доклад Лобановой о её действительно внушительных исследованиях. Надеюсь, что книга сокро-скоро выйдет. Это замечательная тенденция "переисследования" и "переиздания" без спешки и с накопленным опытом. ЧАсто всё оказывается совсем не так, как писали академики в 60-х, когда многое было недоступно. Например, вот такая подробнейшая фиксация. Здорово, что сейчас появилась возможность узнавать об опыте исследователей со всего мира и пытаться применять её на своих объектах. А ведь у нас, в России, такие самородки есть! И они такое делают из ничего, что просто ого-го! Один парень показал потрясающие возможности обычной камеры, делая 3 снимка и превращая это дело с помощью бесплатной программы в 3Д модель. Ох уж и авации он сорвал на конференции, хотя сам по себе филолог.:)
Ну да ладно. У меня два вопроса.
1. А чем сейчас занимаются студенты? Какие у них были ощущения?
2. В конце вставлена картинка - по сути превосходный план памятника. Он издаётся в большой формате??? Если да, то где и как его можно приобрести? И какие форматы такого "плаката"?

1. Все трое стали художниками. Юля здесь, в Петрозаводске, Надя и Леша в Петербурге. Доучиваются уже.
2. Большой плакат был напечатан. Сейчас находится в Беломорске, кажется, в художественной школе.

На счет приобретения, все вопросы к автору))) а масштаб может быть ... любой!

Re: сильно!

А ощущения какие были! Это же огромные изобразительные объёмы посреди природы.Я только вспоминаю - улыбаться начинаю.

Отличное дело, тяжёлый, но какой полезный, труд! Когда-нибудь я приеду в Карелию и увижу петроглифы тоже) Спасибо

Цветных не обещаю, это редко случается, а так... есть они у нас, приезжайте, смотрите, трогайте. Погружайтесь в древность)

  • 1