Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Чёлмужи. Царицына церковь.
училка
geolight
   «А ты, скорбящая царица!
Ликуй, как шествуя на брак!
Он кровь заговорил... Он мрак
Прогнал... Светла твоя столица,
Россия! Ты, как день, светла!
Врагами рытая могила
Врагов твоих и пожрала!
Твой сын!.. Я вижу Михаила:
Твой сын царем... и твой супруг...
Все трое радостны вы вдруг -
И с вами ваш народ четвертый!
Блеснет заря... ещё заря,
Ещё!..И, терем сей отверстый,
Ты не задержишь мать царя!
Где ж Никанор?.. Бежит!.. Уж скоро!.
Царица - в путь! Отднесь не плачь!"

Отрывок из поэмы Фёдора Глинки «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой»




   От Москвы до Карельского Заонежья около 1200 верст. Дорог в начале XVII века практически не было, добирались летом по воде, а зимой на санях по зимнику. Вероятно, поэтому царь Борис Годунов и выбрал Толвуйский погост местом заточения для боярыни Ксении Ивановны Романовой. Так История Карелии включила в себя родоначальницу царствующего дома Романовых.
   В Обонежской пятине, как тогда бы назвали наши северные края, провела целых пять лет будущая Великая государыня. За что такая немилость?
   В самом начале XVII века семья Романовых-Юрьевых, принадлежавшая к старинному московскому боярскому роду, была схвачена по приказу Бориса Годунова по подозрению в попытках извести его – царя, и захватить власть. Однако подлинной причиной такого отношения к Романовым было их близкое свойство с династией Рюриковичей. Их права на престол были весьма основательны, поэтому они попали в опалу и были высланы из Москвы.
   Царь Борис разъединил мужа с женой и мать с детьми. Боярина Федора Никитича насильственно постригли в монахи с именем Филарет и отправили в монастырь близ Холмогор, а Ксению Ивановну, также постриженную в монахини с именем Марфа, сослали в Заонежье.
   По рассказам толвуйских старожилов, “...Терем Марфы Ивановны был небольшим. Тридцатилетняя инокиня Марфа Ивановна болела, а “пищевое довольствие” поначалу было очень скудным. Через год, весной 1602 года царский указ смягчил условия содержания в ссылке бояр Романовых. Им разрешили общаться с местным населением. По преданию, инокиня Марфа ездила к Спасу в Кижи, и в Сенную Губу, и за Онего в Челмужи, где «…угощали и дарили ее сигами».
   Сохранился в Толвуе целебный источник, получивший название “Царицын ключ”, ведь его указали болящей царице крестьяне для лечения водой.
   Инокиня Марфа Ивановна много жертвовала на церкви. Одна из них - Богоявленская церковь в Челмужах, построенная в 1605 году, сохранилась до наших дней. Это единственный храм - современник Великой государыни Марфы Ивановны и один из старейших памятников Заонежья. В нём мы узнаем знаменитый русский шатровый храм, устремленный вверх, к высокому православному кресту.
   Шатровые церкви в XVII веке лишь начинали строить, и потому Богоявленская церковь ещё не так изящна, как Успенская церковь в Кондопоге, построенная через полторы сотни лет. Она еще прижата к земле, как крепкий карельский дом, но два ее шатра уже вознесли к небу христианский символ спасения, знаменуя собой не только архитектурные новшества, а приближение нового царственного рода, новой России.
   И вот уже четыреста лет солнце, ветра и дожди серебрят её деревянное тело. А заботливые руки реставраторов следят за сохранностью северного храма.
   А что же Марфа? …Заточение будущей Великой государыни закончилось в 1606 году, после смерти Бориса Годунова. Как ни странно, только торжество Самозванца вернуло ей свободу. Народное ополчение 1610-1612 годов, возглавляемое Мининым и Пожарским, освободило Москву от поляков под знаменем восстановления русской государственности.
   Однако из-за прекращения коренной династии Рюриковичей встала необходимость выбора царя - основателя нового царствующего дома. Такой выбор был сделан "советом всея земли" (земским собором) в марте 1613 года. Царем стал Михаил Федорович Романов, сын заонежской узницы, тогда пятнадцатилетний юноша. Избрание царя было прежде всего выбором рода, связанного с Рюриковичами, с одной стороны, не запятнанного ни в опричнине, ни в сотрудничестве с захватчиками – с другой. А также с Именем царя Михаила, ведомого его небесным покровителем Михаилом Архангелом, что связано в народных представлениях с освобождением от нечестивых и торжеством правды.
   Став Великой государыней, инокиня Марфа Ивановна не забыла обители «оказавшие ей гостеприимство», своих «толвуйских доброжелателей» и наградила их. Помогая опальной боярыне, заонежские крестьяне, сами того не предполагая, оказали непосредственное влияние на историю государства Российского.






Село Чёлмужи. Богоявленская церковь. Май 2011 года

  • 1
Спасибо, очень интересно!
Церковь в прекрасном состоянии, судя по всему, недавно отреставрирована. А нет ли у Вас фото до реставрации?

Такого фото у меня нет. Но нужно сказать, что эта церковь никогда не была заброшенной, её даже при царе реставрировали. Она является примером того, что если за строением ухаживать, то оно и выглядит хорошо, и живёт очень долго.

Спасибо!
Да, она действительно была в хорошем состоянии.

Обожаю такие.
Эх, жаль пока не выбраться на Север(

У нас ещё холодно. Можно и не торопиться) В Литве всяко теплее, да и уютнее:)

Надо же как близко к воде.

Это сейчас так выглядит. В 30-е годы Онежское озеро превращено в водохранилище. Высота воды где-то на полметра поднята. В Заонежье, где много церквей и берег песчаный, это особенно видно. На второй фотографии видны попытки укрепления берега, но это было ещё при советской власти, а сейчас никому ни до чего дела нет. В селе живут молдаване.

Куда их теплолюбивых таки занесло

Объёмы лесозаготовок в советское время были столь велики, что приглашали наёмную рабочую силу из других республик. Очень многие обживались, оставались. У нас, к примеру, очень много белорусов.

Главное, чтоб не как в Кондопоге.

Повторений таких не хотелось бы, но подозреваю, что в Кондопоге не всё так просто было.

Значит, эти сваи - остатки подпорной стенки? А я думала, там пристань была.

Да, раньше берег укрепляли постоянно, следили за ним, очевидно помня КАК должно быть. Теперь население в основном пришлое, им "по-барабану".

четыре сотни... как дерево держится, да еще и вблизи к воде?

Главное, вовремя менять нижние венцы. А Эту церковь уже трижды реставрировали. Следят в общем. Хороший уход за "девушкой", вот и стоит.

Согласна. Я тоже люблю деревянное зодчество.

в селе жили молдаване

А Вы знаете что-нибудь из истории этой деревеньки?
Церквушке много лет,но Вы знаете--- название деревеньки гагаузское.
Гагаузы---это национальность ,проживающая на юге Молдавии,потомки тех турков,во времена которых Чёрное море было внутренним морем Турции.
Чёлмужи,Дерменжи,Гагауз-Ери--это всё слова одного ряда,одного этноса.
Я совсем не слышал даже карельского говора,что называется--"ни бельмеса,ни гу-гу",но карелы и огузы совсем разные ветви разных языковых групп.Могло ли быть такое,что пришлые люди из Молдавии в советское время так окрестили северное сельцо,вот что меня интересует).

Re: в селе жили молдаване

Молдаване поселились может и потому, что им название приглянулось тоже. А название Чёлмужи - очень древнее, гидроним так называемый. Оно имеет не русскую, не карельскую, а саамскую ещё корневую основу. У них есть схожие - Чолмозеро, Чолмоны...

Северная мандала

(Анонимно)
Действительно Чёлмужи имеет топонимику народа саами.Чёл залив.Окончание названия моего села забыл.:-(

Re: Северная мандала

Родное село? Надо вспомнить или спросить у старших жителей. Они всё помнят)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account