?

Log in

No account? Create an account

Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Калевала. Лоухи - хозяйка Похъёлы.
училка
geolight

   Я помню её, эту картину, висящую в углу тёмного академического подвала, в котором на стыке веков была моя мастерская. И каждый раз, переступая обшарпанный порог, я сразу смотрела на свою Лоухи: как она там? - какое у неё сегодня выражение лица - одобряющее или грозное? А она, чаще как добрая бабушка, отвечала мне пронзительным взглядом, начиненным пониманием и лёгкой иронией. Мне было спокойно рядом с ней в мрачноватом и гулком помещении, и, скажу так - мне эта картина всегда казалась какой-то живой. Думалось тогда, что она всегда будет со мной, как талисман или что-то в этом роде. Конечно, вышло иначе…

   В 2002 году родилась дочка. Дни и ночи были заполнены только заботами о малышке, как вдруг мужу, единственному на тот момент кормильцу семьи, объявляют, что некто почти «главный» из Минписа (министерства печати Республики Карелия) запретил издателям публиковать работы Игоря Георгиевского, дабы им же хуже не было... Под запрет попали пейзажи, природа Карелии, ибо социальные темы Игорь уже пару лет и не трогал… 
  А мы художники, живём ведь только тем, что сами создаем! В общем, стало не бедно - стало голодно.
   Мы засобирались уезжать из Петрозаводска. Сразу несколько московских издательств предложили Игорю работу, а пока мы находились в состоянии окончательного выбора, раздался звонок из Петербурга с просьбой о продаже картины «Лоухи». Оказалось, что некая женщина, библиотекарь по профессии, увидела среди иллюстраций в журнале «Наука и религия» эту картину и, что называется, влюбилась в неё. Стала откладывать с каждой зарплаты деньги и теперь, накопив четыреста пятьдесят долларов решилась озвучить своё желание. Кстати, в те годы в Петрозаводске однокомнатная квартира стоила около шести тысяч,  так что предложенная сумма на бытовом уровне вполне звучала… Я оценила усилия неизвестной мне почитательницы и, хоть с горечью, но согласилась на эту куплю-продажу.
   Муж принёс картину из мастерской, собрался упаковывать для перевозки в другой город. Я опустилась перед ней на пол, смотрела в разноцветные глаза, гладила поверхность холста, а потом, когда почувствовала, что вот-вот разревусь, закрыла упаковку: «…в конце концов, попадёт она в хороший дом. Пусть живёт своей собственной жизнью». Так моя "мудрая бабушка", моя «Лоухи – Хозяйка Похъёлы» переместилась на невские берега и больше я её «живьём» не видела.
   К слову сказать, это был первый, но не единственный звонок из Питера, вскоре туда переместилась добрая половина работ калевальского цикла. Образовались и другие покупатели - разные люди, из разных городов. Самое удивительное, что это произошло в течение ОДНОЙ недели!!! Вы поймите, моя Калевала несколько лет в Карелии никого не интересовала, и вдруг, когда казалось - самый край настал, она вызвала сильнейший интерес у совершенно разных людей… вплоть до покупки, и почти одномоментно. В голове не укладывается, до сих пор. …
...Через год Минпис разогнали целиком как структуру (упразднили, сократили), хотя к тому времени издатели уже нашли выход – печатали фотографии Георгиевского под псевдонимом «ИгорьЮрьевич», посчитав, что под «запретом» была фамилия, а не сами изображения. Повторно команда «Фас!» не звучала…  Но факт – «Калевала» спасла нашу семью в трудный момент и оставила жить в Карелии, на родине, как бы пафосно это ни звучало.

   «Хозяйка Похъёлы», пожалуй, для меня самый любимый женский персонаж в Калевале. Хотя со времен публикации Калевалы, она воспринималась как злая колдунья, тёмная и агрессивная женская сила. Соответственно и изображалась Лоухи у всех известных мне иллюстраторов эпоса - «по-чёрненькому».
   А мне вот с детства эту хозяйку северных земель было жаль. Ведь она двух красавиц-дочерей потеряла! А волшебное Сампо она получила по договору, честно. За что же было идти на неё войной, отбирать у неё чудо-мельницу? … да-а, я определённо была на стороне этой женщины, и даже думала, что на месте Хозяйки Страны поступала бы точно также – воевала бы с захватчиками всеми доступными мне средствами. Мне многое в Калевале было не понятным, интриговало своей нелогичностью, и потому я без конца просила мне читать её, снова и снова…
   В 1999 году в Петрозаводске на нашей с Игорем выставке «Гиперборея - страна Похъёлы» приходилось много и терпеливо говорить о том, почему моя Лоухи – «…не худая, не злобная и не страшная». И знаете, - люди, как бы они не относились к моим первым творческим шагам, в основном разделяли мою точку зрения на героев Калевалы и на Лоухи в частности.

   И ещё… с 2003 года в карельском посёлке Лоухи, районном центре Северной Карелии, начали  отмечать праздник "Лоухи – хозяйка Севера", пытаясь «...вернуть ей доброе имя». Я - ликовала.
   Но тут правда, не обошлось без конфуза: не так давно представители Карельской епархии РПЦ резко высказалась против праздника. И чем там теперь дело закончится? - не ясно.
   Но это, как говорится, уже совсем другая история.

  • 1
Вы на юзерпике и картина просто одно лицо :} Просто разница во времени.

Спасибо! Развеселили:) Не зря же говорят, что каждый художник в любом образе рисует сам себя.

О, да, я читала про этот праздник - Хозяйка севера Лоухи) Он проходит в деревне Лоушки? Правильно?
Для тебя эта старушка и правда воплощение добра...
В который раз убеждаюсь, как важно верить в сказку!

Мы в конце июня поедем в Карелию, в т.ч. и через Лоухи. Жду не дождусь :)

П.С. Домой вернулась, фильм скачала :)


Да, празднуют и в Лоушках, и в Лоухи. Там такая разруха!!! Этот праздник мог бы многое изменить... но не мне решать.
А мы в конце июня, кажется, тоже уже будем в Карелии. Спишемся ещё)

Иронична, как Раневская:)
РПЦ пусть себе высказывается, она бы была не она, если бы резко не высказалась, другое дело, в таких случаях её нужно ставить на место, ведь Россия - светское государство, как написано в Конституции,)
Сегодня РПЦ запретят праздник Лоухи, а завтра придут мусульмане и запретят саму РПЦ.
Чем больше мерещится - тем явственнее тени.

Я об этом часто размышляю, поскольку будучи православным человеком, пишу на мифологические темы. (И меня это неоязычницей не делает.) И пришла к такому выводу, что нынешняя церковь, как и века назад борется с народными традициями из-за... маловерия! Они сейчас говорят, что после этого праздника и до колдовства не далеко. Ну что за бред!Посёлку это празднование пошло бы на пользу! Об этом надо думать. Да и людям в глубинке хоть какой-то повод собраться, порадоваться, погордиться своей землёй.

РПЦ - это средневековая партия суеверных людей!

Члены которой ниц упадают при виде дровяной иконы, или мёртвых "святых мощей"!

Re: РПЦ - это средневековая партия суеверных людей!

Я не люблю обобщений вообще. Есть даже в современной церкви прекрасные, адекватные, светлые люди. У меня вот очень мудрый исповедник... Но в нашей стране многие общественные институты последнее время выдают такие шокирующие заявления, что иной раз думаешь - а не в сумасшедшем ли я доме?
Это болезнь масштабная, и касается она и народа, и страны вообще. Постмодернизм поганый(
Переболеем... или сдохнем.

Праздник будет

Я думаю, хозяйка Похъелы свой праздник будет праздновать.
Праздники нельзя отменить. Они прорываются через все запреты и идеологии, могут изменить название (официальное), но суть праздника остается. Так было с 8 марта, который раньше был Евдокией-весновкой, а еще раньше просто бабим праздником, весновкой, связанной с богиней плодородия. Так происходит с "октябрьскими праздниками", когда все чувствуют, что надо в это время славить дедов-героев, но даже как назвать этот праздник толком не знают.

Re: Праздник будет

Я тоже думаю, что будет. Это жизненная необходимость и для депрессивного посёлка и для республики с её своеобразием в целом. Должны же быть думающие люди и во власти, и в епархии. Праздник сейчас ещё на стадии формирования и смысла, и атрибутики.
А насчёт замены языческих праздников христианскими я тоже уже думала. Но у нас в Карелии нет ни одной женщины святой, всё монахи суровые...
Да пусть Лоухи остается! С масленицей, колядками и прочими древними делами церковь примирилась и ничуть не пострадала, скорее наоборот. Просто если эта "война" продолжится, надо будет влезть, не сидеть сторонним наблюдателем. Надо искать компромиссное решение.

Голь на выдумки хитра!Сообразил же народ в деревеньках потчевать традиционной карельской кухней (с песнями и плясками) всяческих ДОРОГИХ гостей....Вот в г.Олонце придумали праздники- "Гусиные бега"," Семиозерье""слет Дедов Морозов" и пр....Жизнь там кипит от разнообразных "гуляний", а гостей по деревням развозят и показывают деревенские "чудеса". Народ перестал "тухнуть", а повернулся к своим предкам лицом и ловит последние угасающие искорки народного творчества

Ой! С "Гусиными бегами" тоже не все так просто!!! Этот праздник придумали при Попове, который тогда был мэром Олонца. Но в один из празднований при московском телевидении и просто скоплении народа местные лизоблюд...не буду писать его фамилии, объявил автором праздника Катанандова! Стоящий рядом Попов так и выпал в осадок. Но уже прозвучало на всю страну.

А чем же фамилия господам из министерства не угодила? Отчего такие нападки? Я думал, эти времена давно прошли. Да, кстати, какого числа празднуют день Лоухи? Вот бы в августе!

А мы то в каком шоке были - что за Гондурас!? Лучший пейзажный фотограф республики, исключительно порядочный человек и такой жесткий запрет! До сих пор точно не знаем, за что конкретно. Но скорее - это личная дурь того горе-чиновничка. Показалось что-нибудь, они же параноики в основной массе.
А праздник 11 августа был. Но надо смотреть анонс на этот год. Решатся ли? Уж очень много визгу было в прошлом году.
П.С.Самое противное, что запрет реально работал!!!

Света, я поздно добралась до ответа, но как же чудно, начали с картинки и зацепили такого злобствующего индивида! Мороз по коже!Спвси Вас Господи!

Зомбированный! Моя однокурсница попала в секту, так после их службы не дай Бог её встретить - также слюной на всех брызжет и отправляет всех в ад. Может их там опаивают чем-то или газ дурманящий пускают? Жалко её, но понятно, что уже не вытащить. Там что-то есть сродни наркотикам, это точно.

Праздник Старухи Лоухи... Господи. Ведь это не пустой звук. В какой-то мере это просыпание родовой памяти. Калевала это же не просто сказка, а образная информация. Хорошо это, замечательно.
А Лоухи помню ездили)

Так здорово, Светлана Васильевна!!!!Естественно, красочно....

Знаешь, Люда, а я бы её сейчас переписала. Учебного в неё ещё много... но знаю, что энергетики той уже не сделаю.

Разве добрая старушка будет говорить такое: "О ты, Укко, бог верховный! Калевы народ сгуби ты! Погуби железным градом, Стрелами с концом из стали!Им пошли болезней лютых, Уничтожь их род противный, Чтоб мужи погибли в поле, В хлеве женщины погибли!".
А такая характеристика: "Лоухи, Похьёлы хозяйка, редкозубая старуха"?
А почему у неё на голове сова (филин)? Почему не орёл?
"Распустила Лоухи крылья, поднялась орлом на воздух"...
Мурашки по коже от ужаса бегут... А у вас же, как говорится, уже совсем другая история...

Интереснейшая история! Отплатила Лоухи добром вашей семье за почитание) И может она и правда не злая..

После осенней поездки в Карелию, посещения Калевалы и знакомства с героями эпоса захотелось прочитать книгу от кори до корки. Надо будет заняться)

Жаль я не знал тогда, что посёлок в честь Лоухи назван( А вот почему релиния вмешивается в празднества, не ясно. Не приходилось бывать на празднике?

Она адекватная)

Со словарём символов - очень увлекательно получится.

Поутихло всё. Бывать не приходилось. Может праздник упразднился, может Церкви стало не до него... Тишина.

  • 1