?

Log in

No account? Create an account

Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Шатры Русского Рима и Иван-Купала.
училка
geolight

   Все наверняка слышали выражение "Третий Рим" - некая религиозная и политическая концепция, представляющая Россию хранительницей христианства в Европе.
   Но не все знают, что у "России - Третьего Рима" есть и свой собственный Рим, так называемый Русский Рим - святая святых. И это не город или философская школа, это земля, обширная, протяжённая земля. Русским Римом архитекторы называют весь Русский Север. За красоту и одухотворённость раннехристианской архитектуры.
   Мой сегодняшний пост посвящён не всему деревянному зодчеству севера, а только шатровым столпообразным храмам, конкретнее - шатрам - высоким скатным пирамидам, которые послужили основой для более позднего многоглавия.
   Однако мне хочется вначале представить не трансформацию шатра в новые формы, а поискать его генетические истоки, потому как состоявшийся стиль всегда имеет серьёзную подоснову.
  Архитекторы полагают, что на шатровое завершение церквей повлияла практика военно-оборонительного строительства, и шатер имеет образ сторожевой башни, внушающий спокойствие и независимость. В этом-то я и сомневаюсь...
И предлагаю на ваш суд своё видение прообраза шатра, видение художника-символиста.
   Читая о Летних Святках в специальной литературе об обрядах народов Карелии, я нашла описания летне-святочных костров. Но я же художник, и, естественно, визуализирую текст... и вот что получилось - костры на Ивана-Купала по описаниям учёных-этнографов (А.Конкка. 2014):

1. Башенный костёр, зафиксированный на Карельском перешейке. В высоту около 7-10 метров.

2015-06_костер_01-


2. Ивановский костёр в Приладожье. Из пришедших в негодность лодок, у воды. Заполнялся внутри старыми бочками из под смолы и другим горючим материалом, старыми кошелями и прочим.

2015-06_костер_02-


3. Ивановская Кокуя (от фин. Kokko - костёр) в Лен.области. На общую праздничную ель участниками вывешивались засохшие к этому времени троицкие берёзки.

2015-06_костер_03-

    Особо наблюдательных вероятно заинтересовали "маковки" у святочных костров. Сейчас расскажу и покажу, как они образовывались.
  Как правило, ель (иногда берёза) устанавливалась в месте празднования, это был берег водоёма или, напротив, самое возвышенное место в округе на несколько деревень. С дерева снималась кора, срубались все ветки, кроме пары примерно в середине ствола и макушки. Вот как это выглядело:

2015-06_костер_04-

   К дереву с такой вот маковкой крепились жерди или лодки. В варианте - зелёная макушка небольшого дерева устанавливалась на вершине святочного костра, из чего бы он ни был сложен.
   Как мне видится, и по силуэту, и по пропорциям в шатровые храмы воплотились не приплюснутые пирамиды смотровых башен, а дохристианские, возносящиеся в небо: костёр,  маковка, и, как ни странно на первый взгляд, крест.
  В абрис северных  деревянных церквей переродилась тождественная праздничность древнего-предревнего Иван-Купальского костра. С той же идеей соборности людской, с той же идеей священного союза земли и неба или, как нам теперь привычнее, - вечного возрождения.
  Даже мы современные, ничего не знающие о перво-смыслах, глядя на гордые профили поседевших святынь интуитивно радуемся и ликуем.
   А уж предкам как шатёр полюбился! Он стал самобытным элементом народной церковной архитектуры. Но начиная с Петра I власти боролись с ним, заставляя перейти к Византийскому купольному навершию храмов. Северяне же, особенно в глубинках, не взирая, строили по-старинке. Когда уже невозможно стало игнорировать указы сверху, то народ, как обычно "включил Ваню-дурачка" и упорно продолжал созидать осмысленное прекрасное. Такой вот он Русский Мир, в смысле "Русский Рим" - мастера стали маскировать шатры под многокупольностью. И не зря!
   Спустя триста лет борьбы с народной архитектурой даже власть наконец поняла, что это, оказывается, лучшее, что у неё есть - и именно Кижский ансамбль "официально" назван Духовным символом России.



 Верно. Дух страны - это не Дух власти, а Дух народа.
Потому как сиюминутные и противоречивые вкусы - спутники, зачастую обслуга меняющейся власти, а развитие в традициях принадлежит вечному народу.

  • 1
Светлана, большое спасибо! Внутри отзывается очень. И примиряет также внутри со многим.

Есть высоколобые и известные искусствоведы (Беляев и ко), которые вообще считают, что шатер пришел тоже от западной архитектуры, сами, мол, не дотумкали. Ладно, можно еще поверить, что первая каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском могла быть построена под влиянием иностранцев (хотя вид у нее совершенно русский с этими кокошниками). Но он доказывал, помню, что якобы и деревянных шатров до 16 века не было не было. Это легко доказывать, т.к. дерево гниет. А мне кажется - просто не могло не быть. Просто по логике -- как еще храм строить? Не квадратный же.

Пусть говорят. Между собой.
Мы же, когда на те же церкви XVI и XVII веков смотрим, то удивляемся мастерству и совершенству исполнения. А оно вырабатывается не одним столетием)

Чукчи тоже в Европу сначала съездили, а уж потом яранги пирамидальные стали строить)))

Разумеется. Это им Дюрер подсказал. У него на гравюрах есть что-то шатровое. Отсюда и догадки у Леонида Беляева, как он утверждает. Думаю, чукчи тоже Дюрером увлеклись не на шутку!

Помнится, сравнивали шатры с елями - тоже кто-то из художников. Про костры интересно, и в основе та же елка.

Я тут сейчас полистала с пристрастием книгу по северному зодчеству и нашла как они назывались.
Названий вернее несколько, но одно из них в XVI веке зафиксированное - костры! Так что... не я одна в них контуры костров увидела)

:) А изначально, небось, в основе - древняя пирамида.

Точно такая же, только меньше и другая :)

Ну не меньше, а больше. Чтобы весь прайд уместился у одного костра.

Я это подозревала... но не могла ответить адекватной репликой, поскольку не знала откуда эта)

Интересная мысль. Из области сакрального. А из области профанного - конструировать именно так, это, возможно, единственный способ возвести здание большой высоты, устремленное вверх, если под рукой в качестве строительного материала только дерево. А так как для предков сакральное в жизни органично связанно с профанным, то возможен такой вариант

У северян доминирующее мышление было сакральным.(Поэтому и двоеверие сохранялось долго.) Я даже по прабабушке помню: всё, чтобы ни делала - это была женская магия. А такому мышлению свойственно подчинение бытового сакральному или использование бытового для обслуживания сакральных целей.

Просто эти сферы народным сознанием никогда не разделялись и не противопоставлялись. Это был один поток жизни для многих и при социализме. Это я знаю по своей бабушке, которая из-под Харькова. Только она этого никогда не говорила и не показывала. Я только недавно, погрузившись в тему, поняла, открыла для себя, вспоминая какие-то моменты, ранее не понятые мной.
А из дерева высотку все равно конструировать иначе не получится, будь то костер или шатер. Так что всё очень гармонично и логично со всех сторон. На мой взгляд.

Ну отчего же не получится сконструировать. Дерево - самый податливый материал. И терема с двускатной крышей вполне себе высокие.
И мастера были умелые, что хошь делали.
Может я недостаточно понятно объяснила, конечно... Всё дело в пропорциях - отношениях высоты к ширине, а они специфические. Не сторожевые башенные, они приземистые "я всех вижу, меня никто", а костровые. С идеей вознесения.
Правила обрядности могут меняться, а смыслы и формы их образующие неизменны. Я об этом.

Так я не спорю. Просто рассматриваю чуть под другим углом. Ничуть не противореча. О свойствах дерева я знаю на практике - удивительный материал. Терем и башня имеют другое назначение, а следовательно и конструкцию, целесообразно обусловленную этим назначением. Тем более, что терем выше храма строить нельзя. Здесь же задача - возвести доминанту, большая высота которой обусловлена не бытовой необходимостью и не стратегической. Я лишь о том, что при таких пропорциях, материал, своими конструкционными возможностями диктует именно это решение. Здание должно крепко стоять, выдерживать собственный вес, ветровую нагрузку и пр. факторы. Тут от шатра не отвертишься никак. Ну, собственно, как и костер. Ведь большой костер будет хорошо разгораться и долго гореть, только если грамотно сложен. Иначе, - не разгорится, - слишком быстро прогорит или - просто развалится в процессе. И это тоже диктуется свойствами строительного материала. Конструкторская прагматика здесь всё же существует. И в значительной степени. Кроме всего прочего.

Так и я не спорю, просто дополняю тему, благодаря Вашим комментам)

Однако первые церкви были клетскими, то есть такими же как жилой дом, только с маковкой. Не прижились... шатёр появился.
Потом при Петре опять клетские стали навязывать. Опять не то...
Для примера можно посмотреть поздние: Церковь в деревне Кинерма.
Разве сравнится с шатровой?
Или в Старой Маньге - шатёр есть, но куцый - опять не то...

Кстати, я тут пару лет назад рисовала по текстовым описаниям тверские клетские часовни. Какие они представляю по фотографиям остатков зданий. Потом, совсем недавно слышала краем уха про культуру часовенных общин. Но эту тему пристально еще не рассматривала.

Если сохранились - сделайте пост. Очень любопытно будет посмотреть.

Я бы с радостью, но фактически, скорее всего, права на рисунки принадлежат одному краеведу, для книги которого я и рисовала эти реконструкции. Материалы, по которым я работала были собраны им. Тем более, из-за нехватки времени я вынуждена была прервать работу, сделав всего пять рисунков, по причине чего чувствую свою вину и повышенную ответственность перед заказчиком. Дальнейшей судьбы книги я не знаю (издана или нет), потому воздержусь. Ну собственно - одноэтажные срубы с двускатными крышами, одной или двумя главками, чаще всего без алтарной части, часто с навесами и крыльцами. Иногда восьмигранные (круглые).

В целом, эти часовенки мне очень понравились. Что-то в них, мне показалось глубоко трогательным.

Огромное спасибо за поздравления и теплые слова!
Всегда Вам рада, заходите.
Всех благ Вам:-)

Первый раз спросили на перепост разрешения... можно, конечно)

  • 1