?

Log in

No account? Create an account

Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Петроглифы Онежского озера. Лебединый мыс.
училка
geolight


    Сегодня мы посмотрим то, чего не найдёте в интернете и что скрыто на Онего от большинства любопытствующих глаз - петроглифы Кочковнаволока, полуострова, находящегося в стороне от бесоносовских скоплений, севернее посёлка Шала, в устье реки Водлы по правому ее берегу. В этом месте скалы сильно выветрены, покрыты трещинами, поэтому выбивки видны плохо и, если их специально не покажут знающие люди, то легко можно пройти мимо, не заметив, что под ногами целое «лебединое царство».
     На полуострове Кочковнаволок известно около 215 изображений, большинство из которых птицы. Неподалеку от них найдены и частично раскопаны остатки древних поселений разных эпох.
    Мы рассмотрим самое интересное на мысе Лебединый Нос. Его открыли участники Эстонского археологического общества по изучению первобытного искусства в экспедициях 1986-1990 годов.
 …Здесь находится уже знаменитое изображение гигантского, четырёхметрового лебедя. Может это вообще самое большое неолитическое изображение лебедя в мире?! Множество лебедей и лебедят помимо прочих других водоплавающих. Все фигуры довольно крупные, по сравнению с выбивками в районе Бесова Носа.
   …Недалеко от уреза воды находится изображение «Шальской Венеры», но особо радует нас уникальное изображение торжественной «лебединой процессии». Первооткрыватели сразу же окрестили её «Волшебной мельницей».
   Почему такое название? Скорее всего, наши соседи-прибалты соединили воедино две чудо-загадки: карельскую мельницу Сампо из Калевалы и новообнаруженную диковинную композицию...
   А что на ней однозначно видно: люди, скорее всего женщины, несут сложную конструкцию с лебединым навершием, соединенную с классической для здешних петроглифов фигурой лебедя. То есть, мы видим некое ритуальное шествие с участием четырех жриц.
   Куда же они несут лебедя, поднятого на шесты и что с ним делать будут? Если принять за истину утверждение предыдущего поста о том, что Лебедь – тотем для здешних жителей эпохи неолита, то можно понять, куда его несут… Мы видим атрибут традиционного праздника, а по его окончании лебедя будут есть, в смысле кушать, а ещё вернее вкушать. Потому как вкушение тела тотема и есть апофеоз единения с ним.
   Периодически, обычно раз в год, как утверждают исследователи тотемизма, - члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его.
   По видимому, и наш лебедь был этими жрицами особо приготовлен, а затем в торжественной обстановке и, возможно, здесь же, на этом скалистом мысу онежского берега, был съеден всем племенем, а из перьев, пуха и клюва сделаны украшения и амулеты.
   Раскопки показали, что вблизи этих мест люди постоянно не жили, селились лишь сезонно, так что осенний лебединый праздник вполне мог украшать их охотничьи и собирательские будни..
   Обычай этот, по воззрениям древнего человека, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма ему угоден. Не так ли и современный христианин поступает, вкушая плоти и крови христовых, помня слова Спасителя о том, что «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоанна 6:53-56)
Поедаемое божественное тело и тогда, и сейчас призвано было ввести человека в новые взаимоотношения с Богом, обновить человеческое смертное естество изнутри. Потребности человека за семь тысячелетий мало изменились – нам так же, как праотцам нужна пища не только земная, а и духовная, и только их сочетание делает нас по-настоящему счастливыми.

Все фотографии сделаны в 1999 году












  • 1
Использовались только водорастворимые краски - акварель и гуашь. Целью той экспедиции было уточнение "Базы данных петроглифов..." Тогда я впервые попала в археологическую экспедицию в качестве художника... и "зависла" на 12 уже лет)А временная подкраска нужна была для фотофиксации.

Про фотофиксацию догадался. Просто интересно было, чем красят, ведь наверное нужно минимально тревожить эти древние свидетельства.

Никогда не участвовал в экспедициях, институтские практики не в счет. Археологические, наверное, очень большого терпения требуют)

Это же не раскопки) В петроглифических своя экзотика и свои сложности. Но я уже настолько втянулась, что решилась создать ЖЖ чтобы, в частности, и о петроглифах писать.

Всегда интересно узнавать что-то новое.

Особенно, если это новое само по себе интересно)

Знаки от наших далеких предков это очень интересно) В петроглифах подкупает лаконичность)

Я бы ещё добавила - и выдержанность стиля. Такое количество изображений! Понятно, что их делали разные люди, но стилистика, пропорции везде, на всех мысах одни.
Может один мастер охрой рисовал по скале, а "ученики" исполняли...

В Сибири так тоже когда-то делали и до сих пор на скалах можно найти обведённые художниками начала XX века петроглифы. Но больше у нас никто так не делает. Тем более на Ваших фотографиях прекрасно читается рельеф выбивки.

прекрасно читается рельеф выбивки.

Это потому, что фотографии сделаны в закатном солнце - скользящий луч выявляет неровности скалы. И главное, снимки профессионального фотографа + обработка, повышение контрастности, всё такое...

А сейчас проводятся подобные экспедиции?

А как же! Каждый год. Во первых за ними следить надо, архивировать все расширяющимися возможностями, а потом открытия до сих пор происходят, хотя и не такие масштабные. В прошлом году мой муж нашёл нового лебедя. Уже зафиксировали. Приятно)))

Здорово! И то что новое нашёл, и что такую работу не бросают! А у нас в "Томской писанице " в основном лоси изображены :). Очень волнительно было разглядывать в непосредственной близости древние картины.

Некоторые иначе волнуются...проявляют вандализм! Вот наша проблема на Онего. Уберечь не реально - слишком большой территориальный разброс. А "здесь был Вася" каждый год добавляются...

Спасибо за информацию. Это очень интересно. Я кое-что читала про Карельские петроглифы, альбомы опять же, конечно смотрела. Но серьёзно этим не занималась.
Вопрос: на последнем изображении антропоморфные фигурки трактуются как женские потому что у них нет ярко выраженных мужских признаков?
Однако, смею предположить, что поворот тела и его абрис очень напоминают фигуры, принимаемые за мужские. Например, лыжники знаменитые. У некоторых из них обозначен фаллос, у некоторых нет, но все - мужчины. То же самое - фигуры с посохами и так далее.
Извините, если вопрос глупый.

Вопрос, наоборот, очень умный. Действительно фаллос отсутствует. Лыжники, которых Вы упоминаете относятся к беломорским петроглифам, а здесь, на Онего, мужчины, как правило со своей "достопримечательностью". Про женщин - это мое предположение. Фигуры помимо отсутствия мужского атрибута, чуть другие пропорции имеют: животик, попа более округлые. Кроме того, рядом изображение Рожаницы более чем метр в высоту. Здесь явное женское царство... Волхвовали тут прабабушки)))Я это чувствую, как художник.

Я бы обрадовалась, если бы такие письмена нашла :) Представляю Ваши эмоции!
Однако, нужно сравнить эти выбивки с известными изображениями, уже исследованными на смежных территориях, и, если стилистическая составляющая одна, то с уверенностью можно говорить об открытии. Даже визуальная база древних культур во многом похожа, а уж внутри одного пласта - просто схожа.
Петроглифы всегда соотносят с общими археологическими данными для конкретной территории.
На первый, беглый взгляд художника, "ваши" петроглифы кажутся очень странными, какими-то диковинными...

так я не историк, передал данные в академию, свозил туда экспедицию - дальше они занимаются...
говорят - ничего подобного в Башкирии еще не находили, рисунков много, а петроглифов нет...
просто может что-то похожее Вы видели...?

И я не историк. И ничего подобного мне в жизни не доводилось видеть, Ваша находка совершенно уникальна. Камень, я так поняла в том месте достаточно мягкий, чтобы так глубоко по нему процарапывать знаки? Получилось понять О ЧЁМ они? Если да, то можно предположить кто делал и когда.
На Чукотке скалы "мягкие", там чукчи и по сию пору продолжают петроглифы делать. А почему нет, если камень позволяет. Ваши могут быть любого века, не обязательно неолитическая культура, может "средневековое письмо" какого-нибудь беглого монаха и крепостного. Но это так мысли вслух. Пусть академики решают.

у нас известняки, достаточно мягкие, но там не царапано, а выбито, судя по всему была цельная, гладкая стена, потом часть обрушилась...
кстати, надо будет им позвонить, давно ничего не сообщали...

Отпишитесь, что скажут. Очень интересно!!!

(Анонимно)
Самым непостижимым мне кажется то, что в одну эпоху,примерно, в разных концах света разные народы -стали что то изображать,причём одинаково "талантливо",как будто вселенский разум или ,иначе,информационное поле планеты выдало очередную дозу познания человечеству.И всё же странно что выбран лебедь для поклонения.Конечно красивая птица,но ведь были и сильные и более умные животные.Так нет,почему -то повсеместно лебедь.Непонятно...

Не повсеместно. Конкретно здесь. И это не смотря на то, что здесь лебедь не селился, был пролётом. А где селился, там другой тотем фигурирует.

вы одна из немногих моих френдов посты которых я действительно жду и читаю с удовольствием...
иногда я бываю несносен... не обижайтесь :-)

А уж я какой несносной бываю - Мама не горюй!
И не думала обижаться)

(Анонимно)
молодцы!!!! удачи вам....

  • 1