Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Пузырь, Соломинка и Лапоть во взрослом прочтении.
училка
geolight
Хошь не хошь, а придётся продолжать тему лаптя... и тэг новый заводить.



Итак, русская сказка про этот самый Лапоть, а также про загадочный Пузырь и Соломинку, какими мы их помним сызмальства:

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывем!
— Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.


   Это внешняя оболочка сказки. Будучи детьми, мы усвоили её в виде цельной, объёмной картинки, образно. Что и требовалось на раннем этапе жизни.
Повзрослев, читаем с применением символических ключей:

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.
Пузырь - вместилище души при жизни. (аура, кокон, оболочка... и т.п.)
Соломинка - мост между Миром Живых и Мёртвых.
Лапоть - временное пристанище души после смерти, лодья для её передвижения.

Пошли они в лес дрова рубить.
Срубленное дерево - символ смерти.

Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
В традиционных поселениях у нас в Карелии когда-то хоронили на островах, или ЗА водой. Это очень древнее представление о нахождении Мира Мёртвых. Архаические похороны в лодках скорее всего из этих же представлений.
Соломинка перетянулась с берега на берег.
Символическая тонкая дорожка от Мира Живых к Миру Мёртвых, некий задающий направление вектор.

1. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась.
Душа направилась в миру мёртвых, в нужный момент мост за ней разрушился, связь этих двух Миров прервалась.

2.Лапоть упал в воду.
Душа покинула Земную стихию и погрузилась в Водную - стихию забвения.

3.А пузырь хохотал, хохотал,
Хохот - звуковая вибрация, какая-то внутренняя раскачка, последний выдох.

...да и лопнул.
Душа окончательно освободилась от земной оболочки.

Такая мне здесь видится троичность в описании природы человека.
Продолжение следует.




  • 1
Я же символист со стажем:) Мне верить можно.

Сказкам и сказаниям придавалось в ту пору большое значение. А теперь это просто сказки. Перехожие людишки ходили из села в село и рассказывали сказки, с того и жили. И их охотно принимали, радио и телевизора то в ту пору не было, ну и заразу тоже всякую переносили из села в село иногда. Поэтому их боялись, но любопытство брало верх.

А дома сказочной темой дедушка с бабушкой заведывали. За что им был почёт и уважение. Родители-то работали с утра до поздней ночи...
И не даром говорят: "За хорошими детьми всегда хорошие дед и бабка стоят!"
Сказками да прибаутками учили, без занудства и менторства... как это родителям свойственно)))

Увы, мы тогда уже отдельно жили.

Да, живём тесно по сравнению даже со столетней давностью... оттого и раздельно. Каникулы - спасение! И на выходные тоже к старшим отправлять!

У нас увы, не к кому отправлять.

Самим совмещать роли. В конце концов мы не так загружены по жизни, как предки. Мне вот папа часто читал и мама.
А бабушка, к которой я на выходные ездила не читала! Зато мы с ней очень много говорили... О!...спасибо им всем)

Харон (и не только он) перевозил души на ладье. Река - водораздел между двумя мирами, миром живых и миром мёртвых

А у нас на самообслуживании))) Хорошо хоть с детства учили, что делать придётся, а не то мало ли... бревно на голову упадёт...)

В сказке, помнится, они все починялись, как могли: соломинку перевязали, пузырь залатали, а лапоть, кажется, выловили и сушили. Продолжение будет по этому поводу?

Не... это кавер-версия какая-то.
Я о другом задумала). Но подготовиться надо, картинку опять же сочинить, а потом нарисовать. Изображение без лишних слов многое объясняет.

если долго-долго искать тайный смысл там , где его нет
его, таки, можно и найти на свою голову или задницу -
к тому моменту ,эта разница - несущественна уже

Троль отседа в направлении несущественном.

А вот интересно, когда и почему начали устраивать кладбища прямо посреди деревни. Видела такие и в Карелии, и в Средней Полосе.

Edited at 2015-06-06 20:52 (UTC)

Их появление с Христианизацией связано, я думаю. то есть с XIII века Поскольку такие кладбища с церковью или часовней в центре.
Но вопрос очень хороший, уточню у историков при случае.

Всё, в принципе, логично. В плане символизма ;)

Я полнее бы тему раскрыла, но муж отцензурировал черновик. "Надо, - говорит - людям самим давать возможность самим домысливать". И он прав. Поэтому только общая символическая канва.

Edited at 2015-06-07 10:54 (UTC)

а чой то к Царице-гусляр мне доступ закрыт?

А это я для себя черновики по-быстрому шлёпаю. А потом, если не перехотелось, то дописываю их и для всеобщего доступа выкладываю.
Так что не для закрыт, а вообче закрыт. Пока)

ммм... а то я думаю мож там фотки какие... царицы на гуслях :)

На гуслях? Фу... как ты мог себе такое вообразить. Взрослый человек вроде...

а чего... царицы - оне такие... по всякому могут... лежать...

Не лежать, а наяривать. Понимал бы - плакал)))

у меня после такого набора слов - целая куча пошлых коментов... я лучше промолчу :)

Да у меня столько комментов не озвучено, что хоть жёлтую газету издавай)

во кто пишет истории про некромантов и вампиров...

Да-да! Это я, Грозного Севера Волшебница. У меня и инициалы подходящие)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account