Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Встреча на Пери Носу. Трактовка онежских петроглифов
училка
geolight


   Мое первое место работы было на крупном предприятии, где я прилежно исполняла обязанности художника-оформителя. Заходит однажды ко мне незнакомец, сопляк вроде меня, может чуть старше, протягивает мне лист бумаги и просит нарисовать на нем оскаленную морду тигра: «Только позлее, позлее нарисуй…»
   Ладно. Изобразила. Схватил зверюгу, ушел довольный. А через некоторое время снова появляется, сияя улыбкой до ушей. Я его не приглашала войти, чем-то он мне не нравился, держала в дверях… парень, не произнося ни слова и не закрывая рот, расстегнул рубашку…
…А на его худосочной груди «мой» тигр разинул пасть - зубы торчат, глаза безумные! Я девушка была очень впечатлительная, чуть что сразу в обморок… На него смотрю, на тигра, на него, на тигра…безумие в квадрате! А-а!…в общем, замахала я на него руками: «Уходи, уходи… деньги? Нет! Ничего не надо… ты только иди, иди…»
Не могу описать то ощущение, сравнить не с чем.
   Прошло … много лет. Я стала привычней к человеческим пристрастиям и вкусам, уж кажется, что нужно такое увидеть, чтобы удивиться? Постмодернизм кругом голимый… Тоска. Но есть ведь ещё нестандартные ходы в означенном направлении! И вот так я удивилась во второй раз, совсем недавно – этим летом.
...Онего. Тихий вечер, я любуюсь петроглифами на мысу Пери Нос. К берегу подплывает лодка, в ней семейная пара с младенцем. Высаживаются, подходят… глазам не верю! У юного отца на руке наколка… какая-то странная.
   Татуаж – искусство графическое, но мощная верхняя конечность врача-травмотолога (как он представился) была украшена почти живописной картиной. В следующую секунду удивление возросло ещё больше – опять в глазах двоится? - знакомая скала проглядывала на рельефе нехилого плечика! Знакомая сцена со знакомой скалы… - ба, да мы стоим, практически, на ней. Вот она, под ногами.
- Да, - предварил вопрос пришелец на лодке,- это сцена «Наказания лягушки», как в интернете прочитал. Трактовка - фигня, конечно, но чем-то мне эта композиция приглянулась. Сделал себе. Решил теперь вживую на неё посмотреть, как она выглядит. Специально сюда со своими приехал



   Беседовали мы довольно долго. Интересный человек оказался и адекватный, что для этих мест становится уже редкостью. Экзотический тип и не тигр. Может, в следующем году снова повстречаемся, продолжим разговор. А трактовка сцены, изображенной на скале, по-моему, следующая:
...В центре композиции находится фигура Роженицы - прообраз Матери Земли в её рождающем аспекте. Это классическое, можно сказать для древнего искусства изображение: округлый живот, распластанные руки и ноги. Иногда ещё рядом изображается ребёнок, уже покинувший утробу, но связанный с ней пуповиной. Именно такая фигура, у некоторых современных фантазёров и просто любителей пробуждает ассоциации с лягушкой. На представленной сцене возле роженицы ясно различима фигура родившегося человека. Сразу понятно по анатомическим особенностям, что это мужчина. Фигура преувеличенно большого размера, голова также укрупнена, это всё признаки высокого ранга рождённого. Три оставшиеся фигуры несут информацию о родителях. Это небесные объекты. Рядом с женщиной изображены созвездия, как мы их сейчас зовём «Большая и Малая медведицы». А древний северный вариант назывался  «Лосиха с лосёнком».
Мать  соединена с фигурой Лосихи. Фигура поменьше, напоминающая ковшик, находится рядом с Лосихой и над фигурой ребёнка-богатыря. Возможно, последнего и символизирует, хотя в этом месте могут быть другие варианты прочтения.
 А отец - это Солнце, оно расположено точно над фигурами Роженицы и новорождённого.
   Считаю, это сцена рассказывает о происхождении Первопредка племени, покровителя, божества, почитаемого на здешних просторах в те далёкие времена.
   Чем ещё интересна эта группа изображений? Древний «иконописец» не был ограничен заданным форматом, перед ним была поверхность, остановленная, пожалуй, только береговой линией или привязанная к ней. Обзор вокруг на все триста шестьдесят.
…Итак, охрой рисунок будущей сцены намечен, кремнёвый или кварцевый отбойник в уверенной руке и пошла работа.
Солнце в глаз слепит? Можно к нему спиной повернуться. Ученик подсел помогать? «Давай ты тут, я здесь». Нога затекла? Передвинусь…
   К чему это я? - Работа выполнялась со всех сторон, вкруговую, смотреть её тоже можно со всех сторон. У неё нет одной точки созерцания! При хождении вокруг конкретно этой композиции общий сюжет сохраняется, но всякий раз смещается акцент, и у «примитивной» сценки появляются разные слои прочтения. Примерно такие:






Какая поэтичная и развёрнутая метафора в камне!  

  • 1
Круг - самая устойчивая и в то же время самая простая фигура в геометрии. Видимо, и в жизни не просто так всё зацикливается.
А вот назрел вопрос по этой картине. Фигуры Лосихи и Лосёнка по отношению к Медведицам как расположены?

Лосиха с лосёнком - это и есть "Большая и Малая Медведица". Так это созвездие называлось у народов севера.

Какие интересные встречи у тебя, Света, на Онего! То ураган, то утка с детками, то травматолог с татуировкой петроглифов! Прямо зависть разбирает, как интересно живете! ;)) а вот интересно, рисунки на скалах как-то связаны с эпосом? С Калевалой, например? Или это символизм? Или сцены из жизни? Ничего не читала про это...

C Калевалой точно не связаны. Финно-угры мигрировали на нынешние территории с Урала, и это было несколько позднее. Отголоски можно найти у саамов. Конкретно эта сцена ОЧЕНЬ напоминает сказание о Мяндаше - прародителе саамов.http://www.kolatour.ru/miandas.htm
Прочитай - поразишься!

а мне все время кажется что на самом деле все намного проще :-)

Знаете, может, это все-таки лягушка и есть. У эвенков, например, лягушка участвует в сотворении мира.

Тут надо прочувствовать весь миф целиком, представить как видео, Как может сочетаться лосиха и лягушка? Они же из разной среды! Я уже рекомендовала прочитать миф саамский, близкого народа, о сотворении первого человека. Полюбопытствуйте, не пожалеете:
http://www.kolatour.ru/miandas.htm

Мне кажется, это картина о том, что человек - Царь зверей.
А это не роженица, а черепаха.)

От одного этнографа я слышал версию, будто эти рисунки всего лишь детское творчество. Якобы собирали саамских детишек в подобие детского сада пока отцы на охоте-рыбалке, вот они и "рисовали". Свое мнение он мотивировал примитивизмом рисунков.

Спасибо! Это пойдёт в копилку курьёзных версий. :))) Бедные детки, а родители садисты.
Гранитные скалы долбить! :)))

странно, что тут никто ещё ни разу не употребил слова "геоглифы" и "чудинов".
Наверное потому, что трактовка весьма убедительна
И самое главное - ещё с детства я помню, что Линевский в своих популярных книжках говорил примерно о тем же.

Поддержка от грамотного человека дорого стоит. Спасибо!
У меня где-то лежит его книжка " Листы Каменной книги" с автографом. Зачитанная.
И детям своим её многажды читала. Наверное, прониклась мифологическим духом ещё сызмальства.

(Анонимно)
Ну, Светлана и на "шаманила" же ты....Мне именно сейчас жутко захотелось побыть во времени "рисующих на скалах"....посидеть, пошкрябать, вспотеть от усилий...выбросить камень-"карандаш" , встать лицом к воде и расставить руки в стороны...что бы ветер обдувал озерным ароматом всю мою сущность. Душа усиленно требует древней чистоты и свободы!!!!

Не шаманю я, только правду рассказываю. А то столько "гона" вокруг петроглифов, что мне совестно стало. Почему молчу столько лет?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account