Светлана Георгиевская

Северная мандала


Previous Entry Поделиться Next Entry
Читайте детям сказки.
училка
geolight
20140315_ijg_nex_003 копия

   Все, наверное, не раз слышали высказывание Эйнштейна: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок".
  Прав он, да. Поскольку прослушивание, не смотрение мультиков на компьютере или по телевизору, а именно прослушивание, формирует у ребёнка объёмность мышления - основу высокого интеллекта.
   Что, вот просто так читать? И всё?! Можно и просто читать, но лучше делать это так, как было заведено у авторов сказок  -  наших предков.
Сказки сказывали старшие в семье. Вечером. Перед сном.
   И считалось: сколько сказок прозвучало - столько охранных кругов вокруг дома сотворилось. И какой бы смешной, или наоборот страшной сказка ни была, дети засыпали спокойно и возможно продолжали фантазировать в своих ночных видениях.
  Но это не всё! Ведь утро вечера мудренее! Так вот, утром эти обережные круги "надо раскрыть", а для этого дети должны были отгадывать загадки. Столько загадок надо решить - сколько кругов вчера накрутили.
   Вот теперь всё.

  Однако переведём этот древний северный ритуал на современно-педагогический лад, кому интересно:

   Вечер. Активизируется правое полушарие мозга - творческое, мистическое, фантазийное, но не в возбуждённом, а как бы в "наблюдательном" состоянии, что позволяет рассматривать сюжет и персонажей сказки одновременно в целом и с разных сторон. При этом устанавливаются интуитивные связи между образами, тонко понимаются разнообразные метафоры, скрытые смыслы, юмор и мораль.

   Утро. Просыпается левое полушарие - аналитическое, логическое. Происходит не целостная, как вечером, а поэтапная обработка информации. Поиск отгадок помогает левому полушарию усилить его способность к установлению причинно-следственных связей и формулированию выводов.

   Если не лениться осуществлять именно сказочно-загадочное воспитание, то малыш не просто умным вырастет, а гармонически развитым и сможет проявить себя в любых сферах деятельности, поскольку эта традиция в большой степени помогает осуществлять самое сложное - синхронизацию работы обоих полушарий головного мозга.


  • 1
Интересно, спасибо! А загадки можно разные или закадки именно по сказкам какие-то есть? :)))

По теме - это высший пилотаж! Тут надо и самой много знать.

Но вообще, любые. Отгадывание с утра готовит малыша к школе и не просто снимает стресс при соприкосновении с новым, а делает этот процесс увлекательным.
Познавательный интерес это называется...
Многие родители школьников жалуются, что дети не хотят учиться - это как раз отсутствие этого познавательного интереса - утро упущенное.
Так что успехов с Вашим мальчишкой. Делитесь опытом. Традиции забыты, но восстановимы, если захотеть и практиковать.

Вот по вечерам перед сном мы железно читаем: сын очень любит и сам просит. Приносит на кровать по 20 книг со шкафа. Раскладывает и в стопку какие вперед читать, какие потом. Но обычно на 2 книги хватает, а потом слышно тихий мирный сап :))))

А вот утром сына сложно разбудить, тяжело просыпается. Единственное, что его поднимает музыка ритмичная и тогда у нас что-то вроде зарядки. Вообще, загадки я ему пыталась читать раньше, но видно было, что не просекает и их отгадывать надо. Теперь по старше можно и еще раз попробывать. Вот как раз с такой легендой про защиту думаю у нас получится. Потому что сын знает о существовании Бабы Яги :)))

Спасибо!

Edited at 2015-05-12 11:48 (UTC)

Надо приспосабливаться к современности, к семейной данности.
И мне подумалось, что раз мальчишку музыка бодрит, то загадки должны быть музыкальные:
Кто исполнитель
Что за песня
О чём
Перечислить последовательно все песни с утра звучавшие... и т.п. на постепенное усложнение задач.

Хорошая идея, спасибо! Вначале с музыкой, а потом можно будет и другие загадки загадывать. Я поняла мысль :))) Вот, кстати, начала думать об наглядности. Колобок у нас очень любим: все время играем как звери гоняются за колобком, а ведь можно в принципе загадки придумать про любимых героев из этой сказки. Вначале даже можно изображать зверей самой и придумать типа вопрос-загадка (угадай кто это), а когда поймет смысл что надо отгадывать, там можно и на другие загадки перепрыгивать. Так,что. На второй взгляд традиция легко осуществима. Завтра попробую что-нибудь загадать :)))

Edited at 2015-05-12 20:35 (UTC)

Отличный пост!! Спасибо)
По мне так, надо не сказки,а энциклопедию и словари на ночь детям читать)))
ну..или хотя бы что-то одно))

:(Значит я плохо объяснила... эх, потеряла навык доступного изложения(((((
Ладно. Попробую ещё раз: сказка формирует умение "видеть" сюжет, героев, причины и следствия целиком, сразу. Это значит, она формирует Мышление - высшую степень человеческого познания.
А энциклопедические сведения - это только набор конкретных фактов.

Если мышление не развито, информацией человек всё хуже и хуже с годами пользуется. Эффект вундеркинда - знает много, а применить не может. И не хочет!

Нет, не получается коротко и доступно... сделаю ещё пост на эту тему.
А в двух словах: сказки - вечером, энциклопедия - утром.

Да нет)) я шучу) Я с вами согласен. Хотя после подробного объяснения мне ваш ход мыслей еще больше стал понятен) Единственное к выбору сказок, нужно очень скрупулезно отнестись!!! Уж точно не про красную шапочку!)))

А Андерсена читали полное собрание? Жуть!!!
Лучше наши. Наши лучше)

ой, нам подарили две книги народных сказок в первый год
когда начала читать не сама себе, а своим детям - по другому увидела
там же читать без переоформления финала можно 1 из 10 сказок
а вообще - вы затронули тему страшных сказок
очень интересная тема
потому что сама не люблю страшилок , фильмов ужасов - потому не понимаю механизма , не понимаю причин их востребованности

вы там обещали написать еще про сказки детям - значит, не даром на ваш журнал подписалась :)

Сказки-страшилки учат преодолевать страх!

Если ментально в садовском возрасте этого не произошло, то другой детский способ: дети-школьники слабого и наивного гнобят, бьют и т.п. пока он не встряхнётся и не перестанет боятся.

По-моему, через сказки лучше учиться) хотя самыми храбрыми и сильными впоследствии становятся люди после такого детского битья... ну тут каждому своё.

Хочу поделиться успехами. Вот при выходе из дома я задаю загадки. Пока не много, а то теряет интерес: одну две. Какая мне в голову придет - ту и загадываю. Вот понравилась про замок: ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. Даже видно было думает над разгадкой. Ответ очень понравился. Любит замки и вообще все механизмы. Так вот все загадки перед выходом в школу читаю. Вроде кажется эффекта никакого (не может отгадать, не видно что думает над отгадкой). Но. Тут сегодня учитель мне сказала, что сын начал классно цифры складывать и время на часах вычислять - они очень сильно удивились скачку резкому (думали, что это я с ними посидела по складывала, потому что давали такое задание - он отставал в сложении, а я честно сказать пока с силами не собралась, а он сам уже заинтересовался :))). Вообще сын тяготеет больше к инженерному: цифрам и технике, строительству (я его инженером называю), но вот совпадение или нет, что он как раз сейчас резко скакнул :)))

Edited at 2015-05-19 01:30 (UTC)

так быстро???

Да-а... Знаете, мне подумалось: а не завести ли Вам тетрадочку и отслеживать день за днём свои успехи, находки и промахи, загадки опять же начать собирать... А потом книжку для родителей издадите. Вот и будет восстановление традиции.
Я бы купила. Для внуков уже)))

Re: так быстро???

Вот у меня сын утром сегодня загадку отгадал первую:
Без него мерзнем
Да плачемся,
А как появится -
Потеем да прячемся.
(Солнце)

А надо сказать, что на Доминике солнце палит сейчас страшно, вся трава сухая и желтая, и целые склоны черные от пожаров. Поэтому с обеда до пяти часов от солнца потеем и прячимся. А если дождь придет, хоть и не мерзнем, но плачемся, потому что водоснабжение отклчают, вода в реках коричневая от поднятого песка.

Это я все к тому, что прежде чем загадку разгадывать надо наверное внимание сына обращать на какие-то явления. Вот мы сегодня вечером будем садить семена (кстати, репку наверное посажу). Сделаю акцент на каких-то свойствах, расскажу сказку во время процесса посадки, а завтра с утра загадку загадаю про семена или репку. Так наверное и наблюдательность включится. Сын будет все подмечать, что делаем - а вдруг я завтра загадку про это загадаю :))) Ну, проверю, :)))

Самое главное, у меня теперь азарт к загадкам тоже появился. Спасибо Вам. Через азарт и интерес родителей происходит подключение. И идея про дневник вести - отличная. Попробую. А там посмотрим, что получится :))) Нашла книгу Даля с загадками. Хотела начать рисовать картинки к тем, что выберу для сына. Свое воображения и руку потренировать :))) Глядишь действительно книга получится :)))



Edited at 2015-05-19 13:43 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account